Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

Замечания Ассоциации АМКОР на проект постановления Правительства РФ о порядке формирования РВУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект постановления Правительства РФ
«О внесении изменений в Правила определения береговых
линий (границ водных объектов) и (или) границ частей
водных объектов, участков континентального шельфа
Российской Федерации и участков исключительной
экономической зоны Российской Федерации,
признаваемых рыбоводными участками»

Ассоциацией марикультурных организаций Приморского края (далее – АМКОР) с привлечением эксперта в области практической аквакультуры рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила определения береговых линий (границ водных объектов) и (или) границ частей водных объектов, участков континентального шельфа Российской Федерации и участков исключительной экономической зоны Российской Федерации, признаваемых рыбоводными участками».
Из пояснительной записки Минвостокразвития России следует, что указанный проект постановления Правительства Российской Федерации  подготовлен во исполнение решения подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона  (протокол от 16 февраля 2017 г. № 1, раздел I, пункт 2).
В пояснительной записке специально оговаривается, что цель предлагаемых изменений в правительственный документ – в первоначальном определении органами власти и органами местного самоуправления акваторий, не содержащих установленные законодательством ограничения и пригодных для ведения рыбоводной хозяйственной деятельности, а также в предоставлении прав пользования такими акваториями исключительно посредством аукционных торгов в электронной форме. Для этих целей АО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» создает на своем сайте в сети Интернет специализированный портал.
Между тем, предложенный проект правительственного документа не соответствует заявленной цели.
Так, в пункте 18 вновь создаваемого раздела «Особенности порядка определения границ рыбоводных участков в морях Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна» указано, что перечень пронумерованных квадратов для последующего определения границ рыбоводных участков изначально формируется Минвостокразвития России, а не региональными и местными органами власти.
Объем полномочий региональных и местных органов власти по указанному вопросу согласно пункту 20 проекта Правил сужен до установления ограничений по использованию квадратов морской акватории. При этом перечень ограничений является закрытым и не предусматривает возможность ограничения использования участка по причине непригодности для ведения рыбоводной хозяйственной деятельности.
Фактически, в проекте постановления Правительства РФ закрепляется отказ от концепции формирования рыбоводных участков на основании рыбоводно-биологических обоснований. Определение границ рыбоводных участков предлагается осуществлять по «квадратно-гнездовому» способу, как при распределении сельскохозяйственных угодий.
Но разработчики проекта правительственного документа не учли того обстоятельства, что у морских вод Российской Федерации особый правовой статус, отличный от правового режима использования земель сельскохозяйственного назначения, установленного Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Пригодность использования водного участка морей для осуществления аквакультуры (рыбоводства) можно определить только путем разработки рыбоводно-биологического обоснования (РБО), которое представляет собой комплекс мероприятий, позволяющих узнать о состоянии водоема, его ихтиофауны и на основании полученных сведений дать рекомендации о гидробионтах, которые следует выращивать на тех или иных акваториях.
РБО является одной из составных частей технико-экономического обоснования и является начальным этапом при освоении  любого водоема.
В свете нынешнего законодательства товарная аквакультура может быть пастбищной и индустриальной.
При пастбищной аквакультуре (выращивание гидробионтов на дне) просто необходимо при формировании РВУ обследование грунтов, установление температурного режима, солености и т.д.
При индустриальной аквакультуре необходимо знать волновой, ветровой, гидрологический режимы, также соленость и многое другое.
Экспертом Ассоциации АМКОР в области практической аквакультуры выделяется следующая структура рыбоводно-биологического обоснования:
I. Общие сведения о водоеме
1. Местоположение (район, область, край, регион).
2. Вид деятельности: вид товарной аквакультуры.
3. Физико-географическая характеристика участка
4. Морфометрические данные водоема: состояние береговой линии, площадь, наибольшая и преобладающая длина, ширина и глубина, характер дна.
6. Гидрологический режим водоема (общий уровенный режим, водообмен, водный объем, сработка уровня , особенности прохождения весенних паводковых вод).
II. Гидрохимическая характеристика водоема и источника водоснабжения
1.       Химический состав воды (газовый режим, активная реакция среды, солевой состав).
III. Оценка биологической продуктивности водоема    
1.      Водная растительность
2.      Фитопланктон.
3.      Зоопланктон.
4.      Бентос.
IV. Характеристика ихтиофауны
1.      Состав аборигенной ихтиофауны.
2.      Состояние ихтиоценоза (численность, структура сообщества, возрастная структура популяций, темп роста, воспроизводство).
3.      Ихтиопатологическое состояние водоема и источника водоснабжения.
4. Общая рыбопродуктивность, в том числе рыбопродуктивность ценных видов гидробионтов.
V. Биотехнология разведения гидробионтов
1.      Рекомендации по биотехнике товарного выращивания  или рыбопосадочного материала.
2.      Рекомендации по применению интегрированной технологии.
3.        Посадочный материал (собственный или место покупки).
4.        Планируемая рыбопродуктивность, ц/га:
- в монокультуре;
- в поликультуре;
Грамотно составленное РБО  позволяет решить следующие задачи -
-оценить пригодность водоема для ведения рыбного хозяйства;
-определить биопродукционный потенциал водоема;
-выявить свободные экологические ниши;
-подобрать оптимальный состав поликультуры гидробионтов, способный реализовать возможности экосистемы в полном объеме;
-выбрать систему рыбохозяйственной эксплуатации водоема по наиболее рациональному пути;
-оценить экономическую целесообразность включения водоема в состав полифункционального хозяйства.
Более того, замена научного подхода при формировании рыбоводных участков чисто механистическим методом противоречит принципу презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, установленному ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с частью 2 ст.34 Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
В таком случае все подготовленные Минвостокразвитием перечни квадратов, предлагаемых для определения границ рыбоводных участков, подлежат государственной экологической экспертизе федерального уровня (ст.11 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).
Процедура проведения государственной экологической экспертизы является дорогостоящим мероприятием и достаточно обременительным для федерального бюджета, при этом региональные и местные органы власти могут установить такие ограничения для использования участка, что определение его границ станет нецелесообразным.
Принимая во внимание изложенное, Ассоциация АМКОР вновь предлагает отказаться от централизованной системы распродажи сформированных рыбоводных участков и распределение участков производить строго по заявительному принципу минуя процедуру торгов, но при условии подготовки за собственный счет пользователя участка рыбоводно-биологического обоснования, установления минимальных сборов денежных средств за пользование участками и минимальных объемов изъятия выращенной товарной продукции, как это принято во всем цивилизованном мире.
Более того, данная система была предложена Минвостокразвитием России в прошлом, 2016, году при выставлении на публичное обсуждение проекта Федерального закона «Об особенностях правового регулирования в области морской аквакультуры (марикультуры) в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
На наш взгляд, отказ от данной системы поспешен, не учитывает экономические реалии и в долгосрочной перспективе вреден для развития аквакультуры как важной составляющей деятельности человека (часть 3 ст.3 Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В части предложенной процедуры реализации рыбоводных участков через систему электронного аукциона (пункт 28) смотрите заключение Ассоциации АМКОР на проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком».
Так, в данном заключении внедрение процедуры электронных торгов признано мероприятием не вполне соответствующим требованиям действующего законодательства, а также очевидным коррупциогенным фактором.


Председатель Ассоциации АМКОР                                            В.Ю.Лихачев