Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин: Зарегистрироваться

Замечания Ассоциации АМКОР на проект постановления Правительства РФ об электронных торгах РВУ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект постановления Правительства РФ
«О внесении изменений в Правила организации
и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на
право заключения договора пользования
рыбоводным участком»

Ассоциацией марикультурных организаций Приморского края (далее – АМКОР) рассмотрен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения договора пользования рыбоводным участком».
Из пояснительной записки Минвостокразвития России следует, что указанный проект постановления Правительства Российской Федерации  подготовлен во исполнение решения подкомиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона  (протокол от 16 февраля 2017 г. № 1, раздел I, пункт 2).
Анализ представленного проекта свидетельствует о том, что цель предлагаемых изменений в правительственный документ – это существенное упрощение порядка предоставления прав доступа к морским акваториям для ведения рыбоводства.
Очевидным преимуществом электронных аукционов является то, что данный вид торгов резко сужает возможность коррупционных рисков.
Аукцион в электронной форме — самый популярный вид торгов в сфере госзакупок (более 50%). В настоящее время Федеральным законом  от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедуре проведения электронного аукциона посвящены статьи 59-71 (13 статей), в которых подробно изложены требования к организации аукциона.
Но одним законом № 44-ФЗ дело не ограничивается — сфера регулируется также несколькими десятками постановлений и распоряжений Правительства, приказов Минэкономразвития и Минфина, федеральными законами «О защите конкуренции», «Об электронной подписи». Немаловажную роль играет и судебная практика: она позволяет понять особенности применения норм.
Однако особенностью данного вида торгов является игра не на повышение цены предмета аукциона, а ее понижение. Тем самым, установленный в законе № 44-ФЗ правовой механизм проведения электронного аукциона не подходит для проведения аукциона на право предоставления рыбоводных участков в пользование.
В соответствии с частью 4 ст.447 Гражданского кодекса РФ торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.
Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не предусматривает такого вида торгов как электронный аукцион.
Следовательно, до принятия соответствующих изменений в статью 10 закона об аквакультуре, регулирующую порядок проведения конкурсов и аукционов на право предоставления рыбоводных участков, оснований для проведения электронных торгов в указанной сфере не имеется.
Согласно подпункту «е» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (утв. постановлением Правительства РФ  от 26.02.2010 № 96) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона, является коррупциогенным фактором.
В настоящем варианте проекта постановления Правительства РФ предлагается пробел в законодательстве восполнить разделом V «Порядок проведения торгов в форме аукциона в электронной форме».
Однако по существу в указанном порядке отсутствует четкая и ясная регламентация проведения торгов по следующим важным вопросам:
- кто будет являться заказчиком электронного аукциона в отличие от организатора аукциона,
- порядок регистрации в Единой информационной системе государственных закупок заказчика и оператора электронной площадки,
- процедура выбора оператора электронной площадки,
- аккредитация участников аукциона,
- порядок ведения реестра участников электронного аукциона,
- порядок создания на электронной площадке лицевого счета для перечисления задатков (закон № 44-ФЗ не предусматривает задатков);
- время часовой зоны проведения аукциона (учитывая, что часть структур Минвостокразвития находится в г.Москве и часть в гг.Хабаровске и Владивостоке),
- порядок создания единой аукционной комиссии (разграничение компетенции организатора аукциона, заказчика аукциона и оператора электронной площадки недопустимо),
- минимальный срок между датой окончания рассмотрения заявок и датой проведения электронного аукциона,
- порядок оформления усиленной квалифицированной электронной подписи участников аукциона,
- порядок обжалования процедуры электронных торгов.
Без разрешения каждого перечисленного вопроса в отдельности будут нарушены требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о запрете  согласованных действий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, или между ними и хозяйствующими субъектами, если осуществление согласованных действий приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Таким образом, до урегулирования всех перечисленных вопросов, в том числе путем внесения изменений в действующее законодательство, внедрение системы электронных торгов в сфере распределения рыбоводных участков преждевременно.


Председатель Ассоциации АМКОР                                            В.Ю.Лихачев