Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин: Зарегистрироваться

Индустриальная аквакультура – будущее мирового рыбного хозяйства. Часть 2

27 Августа 2020 года
Индустриальная аквакультура – будущее мирового рыбного хозяйства. Часть 2

Часть II.

Что же намерено получить государство от предприятий?

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы - обеспечение развития производства и эффективного использования биотехнологий аквакультуры, в том числе пресноводной и морской, с целью замещения импорта и обеспечения продовольственной безопасности страны путем: увеличение уровня инновационной активности организаций, занимающихся аквакультурой до 25 процентов;

- увеличение уровня привлечения инвестиций в аквакультуру до 1000 млн. руб. в год;

- увеличение уровня обеспеченности организаций по аквакультуре объектами инновационной инфраструктуры – не менее чем на 30 процентов;

- обеспечение отрасли дополнительными профессиональными программами по перспективным направлениям аквакультуры по перспективным направлениям производства продукции пресноводных и морских гидробионтов для предприятий арго и аква-производителей (5 единиц);

- увеличение числа публикаций в рецензируемых научных изданиях, размещенных в базе данных Российского индекса научного цитирования и (или) в базах данных Scopus или Web of Science, 6 подготовленных в рамках подпрограммы (до 100 единиц);

- увеличение количества разработанных в рамках подпрограммы отечественных технологий аквакультуры, защищенных российскими и (или) иностранными охранными документами (до 25 единиц); в том числе: создания экологически безопасных технологий получения высококачественной продукции аквакультуры хозяйственно-ценных видов рыб и других гидробионтов в искусственных экосистемах, позволяющих увеличить получение товарной продукции с единицы площади при сокращении сроков достижения товарной массы – не менее 3 единицы; создания технологий по формированию высокопродуктивных маточных стад объектов мари и аквакультуры на основе методов селекции и генетики -3 единицы; создания технологий по получению иммуноустойчивых кроссов рыб на основе выявленных новых селекционных признаков создания гибридных форм F1 и бэккроссов рыб, перспективных для прудовой и индустриальной аквакультуры –3 единицы; создания технологий получения однополо-женских потомств рыб путем клонирования гибридов; создания технологии получения плодовитых гибридных самок, возникших от видов с разным уровнем плоидности –2 единицы; создания технологии низкотемпературного консервирования репродуктивных клеток и эмбрионов различных видов рыб – 2 единицы; создание технологий плантационного выращивания водорослей морских макрофитов, продукции морских гидробионтов для лечебнопрофилактического, пищевого, сельскохозяйственного назначения, а также корма для гидробионтов – 3единицы; создания биопрепаратов для повышения резистентности организма рыбы к болезням и неблагоприятным факторам среды содержания –2 единицы; создание технологий получения высокобелковых кормовых добавок из насекомых и морских 7 гидробионтов, микроводорослей, макрофитов, гуминовых соединений торфа и микронутриентов, технологии получения высокопродуктивных живых кормов для рыб – 5 единиц;

- увеличение количества зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности, созданных при выполнении подпрограммы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее трех лет, в том числе за рубежом (до 20 единиц);

- увеличение числа организаций, создавших научные подразделения, объекты инфраструктуры и (или) организации трансфера технологий по направлениям реализации подпрограммы (до 4-х в год);

- увеличение численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в организациях, выполняющих работы по развитию аквакультуры (полная занятость), в рамках подпрограммы (до 200 в год);

- увеличение числа научных и образовательных организаций, участвующих в выполнении подпрограммы (до 30 единиц);

- разработанные новые конкурентоспособные технологии аквакультуры, созданных в рамках подпрограммы, на использование которых заключены лицензионные договоры на срок не менее одного года (8 единиц);

- разработанные новые и зарегистрированные биологические препараты различной природы (3 единицы);

- увеличение доли организаций в общем количестве организаций, занимающихся аквакультурой, признанных сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии со статьей 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», использующих технологии аквакультуры, разработанные в рамках подпрограммы (до 30 процентов);

- обеспечение производства аквакультуры, в том числе по новым или улучшенным технологиям (до 35 тыс. тонн в год); увеличение удельного веса производства аквакультуры, произведенных с использованием новых или улучшенных технологий, разработанных 8 в рамках подпрограммы, в общем объеме аквакультуры (до 10 процентов).

Продолжая цитировать подпрограмму, АМКОР ниже выборочно приводит наиболее значимые, на наш взгляд, пункты.

Аквакультура – это будущее сельского хозяйства. Стимулом развития рынка являются правительственная поддержка отрасли аквакультуры, использование новых технологий и развитие инфраструктуры в индустрии рыбоводства. Также движущей силой для предприятий аквакультуры является всё возрастающая обеспокоенность потребителей во всем мире относительно белкового дефицита. С возрастанием мирового населения увеличивается и спрос на водную продовольственную продукцию. На сегодняшний день большинство важнейших промысловых угодий достигли пределов своего потенциала.

Доля России в мировой продукции аквакультуры составляет в настоящее время только 0,25 %. Эта ситуация обусловлена тем, что и в России, и в Советском Союзе основные силы рыбного хозяйства были направлены на развитие и наращивание объемов вылова рыбы. Общий объем производства продукции аквакультуры (включая водные растения) достиг в 2018 году 238,6 тыс. тонн, что в ценах первоначальной продажи составило 243,5 млн. долл. США. Главным лимитирующим фактором развития аквакультуры в России и в мире является нехватка недорогих, эффективных биотехнологий, технических средств и экологичных кормов (а также мер государственной поддержки в России – прим.АМКОР). Темпы и масштабы развития товарного выращивания рыбы в России значительно отстают от общемировых и тем более от темпов стран-лидеров (Китай, Вьетнам и др.). Между тем, площадь только морской акватории в Российской Федерации, пригодной для марикультуры, оценивается в 0,38 млн. км2 . По экспертным оценкам, эффективное использование имеющегося потенциала в нашей стране позволяет увеличить объем производства продукции аквакультуры в 25 раз. Только на Дальнем Востоке природные условия позволяют ежегодно выращивать до трех миллионов тонн водных биоресурсов. Государственная Программа Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса» определяет аквакультуру как одно из приоритетных направлений развития сельского хозяйства.

Все спрогнозированные в подпрограмме цифры, планы, показатели – дело очень хорошее. Но надо всегда помнить, что специфика российской реальности (согласно “крылатой фразе” В.С.Черномырдина – “хотели как лучше…” и т.д.)) обычно подразумевает под собой существенные, иногда глубокие, реже – системные расхождения между тем, что запланировано, и тем, что на выходе. Это к тому, что до сих пор не решен вопрос по упрощенному прохождению предприятиями марикультуры государственной экологической экспертизы. А в документах по ОВОС, по оценке ущерба от планируемых показателей зависит и дальнейшее прохождение ГЭЭ. Грубо говоря, выше показатели – больше “ценник”. Причем самое грустное и одновременно удивляющее в нашем российском законодательстве – то, что предприятие платит не за улучшение экологии, минимизацию вредного воздействия на природу и т.п., а за подготовку документации, за бумагу. А требования к морской буровой установке и к предприятию марикультуры идентичны, вот только последствия от их деятельности несоизмеримы (желающие могут освежить в памяти катастрофу МБУ в Мексиканском заливе https://fishki.net/2533376-pozhar-za-42-milliarda-katastrofa-na-platforme-deepwater horizon.html?sign=548172706590719%2C206073055138306). Отсюда логичный вывод – желает государство увеличения воспроизводства объемов марикультуры, пусть будет любезно нивелировать “аппетиты” Росприроднадзора и многочисленных околоведомственных компаний, зарабатывающих на подготовке документации для госэкоэкспертизы и получения положительного заключения.

Дополнительно, при изучении подпрограммы Ассоциации АМКОР оказался не совсем понятен стоящий отдельно пункт на 11 стр. – “Использование прибрежных акваторий к 2030 году должно вырасти до 60 тыс. га по сравнению с 1 тыс. га в 2018г.” Что имели в виду разработчики, мы намерены уточнить в Управлении аквакультуры ФАР.

Ну а пока что предприятия-члены ассоциации АМКОР будут готовить пакет своих предложений для участия. Ясно одно – работы хватит всем. Производство качественных и экологически чистых морепродуктов – экономически беспроигрышный вариант на очень долгие годы вперед.


Источник:  АМКОР

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 

Другие события

24 Сентября 2020 года Опрос резидентов ТОР и СПВ

Информация из Минвостокразвития России

24 Сентября 2020 года ООО “Эффективная энергия” – отказать

Новости из суда

23 Сентября 2020 года Неужели хватит? – кошмарить бизнес...

Оперативные новости