Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

К заседанию рабочей группы Минсельхоза России подготовлены возражения на новый проект ветеринарных правил для аквакультуры

18 сентября 2017 года

-внедрение в аквакультуру не свойственных ей ветеринарных правил для животноводства сделает невозможным дальнейшее поступательное развитие этой отрасли-

Ассоциацией АМКОР к заседанию рабочей группы Минсельхоза России подготовлены возражения на новый проект ветеринарных правил в области аквакультуры. Заседание рабочей группы состоится 19 сентября этого года в Москве под председательством заместителя Министра сельского хозяйства РФ - руководителя Росрыболовства Ильи Шестакова.

Ассоциацией марикультурных организаций Приморского края (АМКОР) подготовлены мотивированные возражения на проект приказа Минсельхоза РФ «Об утверждении ветеринарных правил содержания объектов аквакультуры в целях их разведения и (или) содержания, выращивания и реализации». Данные возражения планируется озвучить завтра на заседании рабочей группы по выработке предложений, направленных на совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

По результатам проведенного анализа проекта приказа Минсельхоза РФ, по мнению экспертов АМКОР, установлено, что в нём содержится ряд невыполнимых и обременительных требований к деятельности предприятий аквакультуры, которые в целом противоречат законодательству об аквакультуре и ветеринарии, отсутствует конкретизация ветеринарных требований относительно разных видов аквакультуры – пастбищной, индустриальной, прудовой, а также по водным объектам – морским и пресноводным.

Ниже приведены предлагаемые проектом приказа требования к предприятиям аквакультуры (рыбоводства) и соответствующие возражения экспертов АМКОР:

1.   обязательное предоставление для клинического осмотра объектов аквакультуры по требованию государственного ветеринарного инспектора (п. 7, 36 Правил). В данном случае  согласно ст.18 Закона о ветеринарии предприятия обязаны предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра. Клинический осмотр проводится ветеринарными врачами и к деятельности госветинспекторов в порядке ветеринарного надзора никакого отношения не имеет.

2.   организация санитарных площадок на рыбоводных хозяйствах с водоснабжением открытого типа, не применяющих искусственные корма, на период проведения запланированных технологических операций (п. 9-10 Правил). В данном случае Ветеринарные правила не могут устанавливать требования к содержанию объектов аквакультуры за пределами предприятия – в естественных водных объектах.

3.   соблюдение санитарных разрывов, установленных нормами технологического проектирования, между объектами рыбоводной инфраструктуры. В настоящее время такие нормы для рыбоводных хозяйств не установлены. Предлагаемая в проекте приказа Минсельхоза РФ ссылка на Нормы технологического проектирования ветеринарных объектов для животноводческих, звероводческих и птицеводческих предприятий ВНТП 8-93 МСХ РФ 1995 г. не уместна, поскольку данный документ морально устарел, в нем содержатся положения признанных недействующими нормативных правовых актов и данные Нормы не содержат  требований к рыбоводным хозяйствам. Также требования указанных Норм, утвержденных Минсельхозпродом России 16.12.1993, применительно к рыбоводной инфраструктуре выглядят достаточно нелепо. Например, согласно п. 1.7 Норм минимальное зооветеринарное расстояние от ветеринарных объектов до дорог местного значения должно составлять не менее 50 метров. Между тем, предприятия аквакультуры преимущественно находятся в береговой полосе водных объектов, вдоль которых всегда есть дороги местного значения. Согласно п. 1.10 ветеринарные объекты общехозяйственного назначения должны быть огорожены и отделены от ближайшего жилого района санитарно-защитной зоной не менее 200 метров. Тем самым, созданные в населенных пунктах предприятия аквакультуры должны быть ликвидированы. Согласно пунктам 2.1, 2.9, 3.15 Норм в обязательную номенклатуру ветеринарных объектов должна входить биотермическая яма, у которой минимальный размер санитарно-защитной зоны должен быть не менее 1000 метров. Учитывая плотную застройку береговой черты в местах, потенциально пригодных для развития аквакультуры, создание предприятия аквакультуры в таких районах становится нецелесообразным. Откровенным анахронизмом выглядит требование о создании въездного дезбарьера на территорию аквакультурных хозяйств, по аналогии с птице- и свиноводческими предприятиями (п. 3.12 Правил).

4.   профилактическое карантирование объектов аквакультуры (п. 22 Правил). Такого ветеринарного ограничения Закон о ветеринарии не предусматривает. Карантин вводится только при условии появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных (ст. 17 Закона о ветеринарии). В профилактических целях карантин не устанавливается, в связи с чем требования об установлении постоянно действующего обособленного карантинного участка (п. 23-24, 29 Правил) для содержания ввозимых, вывозимых объектов аквакультуры,  о согласовании госветинспектором перевода объектов аквакультуры из такого карантинного участка являются незаконными.

5.   установление обязанности по включению в план противоэпизоотических мероприятий планируемых сроков (периодов) ввоза, ввода посадочного материала, сроков реализации каждого вида продукции товарной аквакультуры, сроков выпуска водных биоресурсов в целях осуществления искусственного воспроизводства с точностью до календарного месяца, планов по перевозкам объектов аквакультуры (п. 33 Правил). Статьей 18 Закона о ветеринарии не предусмотрено предоставление предприятиями сведений о планируемой хозяйственной деятельности в органы ветеринарного надзора. Эти требования обременительны и не учитывают постоянно меняющуюся оперативно-хозяйственную обстановку на предприятиях, а также климатическо-погодный фактор.

6.   эпизоотологическое обследование рыбоводного хозяйства (п. 35 Правил). Такого отдельного мероприятия по контролю Закон о ветеринарии не предусматривает. Порядок осуществления государственного ветеринарного надзора установлен постановлением Правительства РФ от 05.06.2013 № 476 (ред. от 27.07.2017) «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

По мнению экспертов АМКОР, планируемый проект ветеринарных правил для аквакультуры подготовлен поверхностно, не учитывает специфики и особенностей аквакультуры, проецирует на аквакультуру ветеринарные требования, предусмотренные для животноводства (птицеводство, свиноводство и т. д.), подменяет разработку ветеринарных правил и требований для аквакультуры (рыбоводства) уже существующими ветеринарными нормами для животноводства, которые для аквакультуры, особенно для марикультуры, не подходят.

Внедрение в аквакультуру не свойственных ей ветеринарных правил для животноводства, по сути, сделает невозможным её дальнейшее поступательное развитие.


Ассоциация марикультурных организаций Приморского края (АМКОР), info@amkordv.ru, тел. (423)264-89-93


Источник:  АМКОР

Возврат к списку


0
ДАМедв
Бороться надо с административными барьерами, долой крючкотворцев. Всех на карандаш.
Имя 0
 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений