Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

Нужны ли китайские инвестиции дальневосточной марикультуре

11 сентября 2018 года

Развитие аквакультуры в нашей стране, в том числе на Дальнем Востоке, пока сильно отстает от ведущих стран в этой отрасли, но при этом развивается достаточно быстрыми темпами.  Согласно данным Росрыболовства, в 2017 году общий объем производства аквакультуры в России увеличился на 7 процентов по сравнению с предыдущим годом и составил 219 700 тонн, из них на Дальнем Востоке -  9 618 тонн. На долю продукции аквакультуры в общем объеме производства морских биоресурсов на российском Дальнем Востоке приходится около 0,3%, тогда как среднемировой показатель составляет 47 процентов, а в Китае - глобальном лидере в области аквакультуры - более 70 процентов.

Российские власти строят весьма амбициозные планы по развитию аквакультуры, рассчитывая, что объем выпуска продукции этого сектора к 2030 году достигнет 700 000 тонн. Согласно государственной программе развития аквакультуры в стране, в ближайшие три года правительство России планирует ежегодно выделять порядка 353 млн рублей (4,6 млн евро/ 5,3 млн долларов) для поддержки роста в этом секторе. А с июля 2018 года Росрыболовство начало реализацию масштабного проекта по предоставлению морских участков для аквакультуры на Дальнем Востоке через электронные аукционы.

Действительно, как отмечают специалисты Дальневосточного центра региональных исследований, электронная форма аукционов упрощает процедуру торгов, делая ее прозрачной и понятной. Более того, уже сейчас с помощью интерактивной электронной карты морской акватории инвесторы могут формировать участки через интернет-сервис, а также подавать в электронной форме заявления в Росрыболовство на определение границ участков и участие в электронных аукционах. Как сообщили представители Фонда Развития Дальнего Востока, благодаря новому интернет-сервису инвестору в марикультуру не требуется дополнительных согласований с госорганами по вопросам, связанным с ограничениями хозяйственной деятельности на водных морских объектах. Достаточно четыре раза кликнуть по интерактивной карте для формирования нужных границ интересующего рыбоводного участка, а затем пройти четыре этапа онлайн: подать электронное заявление на определение границ участка в Росрыболовство, принять участие в электронных торгах, подписать договор пользования участком электронной цифровой подписью, обустроить участок.

Необходимо отметить, что электронная форма аукционов действительно делает процедуру доступной и комфортной, позволяя при этом исключить ряд таких негативных факторов, как сговор участников, уклонение от заключения договора и т.п. Правда, получить желанный участок для марикультуры оказалось довольно накладно, что уже заставило действующих участников рынка задуматься об эффективности таких инвестиций и более тщательно оценивать перспективы.

Первый электронный аукцион по продаже прав пользования участками для аквакультуры на Дальнем Востоке прошел 17 июля 2018 года и ознаменовался тем, что первый участок был реализован на торгах по цене, в 22 раза превысившей стартовую. 68 га морской акватории в Хасанском районе при изначальной цене 657 729 рублей были проданы за 15,1 млн рублей. В торгах участвовали шесть компаний, а победительницей оказалась ИП Челновая Анастасия Андреевна из Амурской области, город Благовещенск, причем основной вид деятельности ИП - «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки». 

С одной стороны, все выглядит хорошо – государство получает столь необходимые деньги в бюджет, а в отрасль приходят новые игроки, что позволяет рассчитывать на ускорение развития дальневосточной марикультуры. Однако, с другой стороны, возникает немало вопросов, действительно ли это будет стимулировать развитие отрасли и работать на экономику Дальнего Востока? Ведь компаниям, не имеющим опыта работы в сфере марикультуры, будет очень сложно окупить свои расходы на победу в аукционе, тем более, что на быстрый возврат вложений в марикультуре вообще рассчитывать не приходится. Впрочем, сейчас результаты первого электронного аукциона по первому же участку оспариваются в Арбитражном суде г. Москвы.

Еще больше вопросов, однако, вызывает возможное участие в аукционах на получение участков для марикультуры на Дальнем Востоке китайских компаний. В августе 2018 года в рамках рабочей поездки в КНР заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента России в ДФО Юрий Трутнев встретился с представителями компании «Далянь Вэньлянь Аквакультура» (Dalian Wenlian Aquaculture), которая реализует в Приморском крае проект по выращиванию и экспорту морского гребешка и планирует расшить свою деятельность за счет введения новых рыбоводных участков площадью 900 гектар с последующим увеличением площади аквакультурных участков еще на 4 тысячи гектар. В ходе встречи вице-премьер Правительства РФ Ю. Трутнев рассказал китайским инвесторам о введении практики электронных аукционов на предоставление марикультурных участков и создании интерактивной электронной карты морской акватории. При этом господин Трутнев обратил внимание китайских инвесторов на возможность их участия в этих аукционах. 

Приглашение китайских инвесторов к участию в торгах на получение марикультурных участков на Дальнем Востоке России, конечно, довольно интересно с точки зрения привлечения иностранных инвестиций в эту отрасль.  Представляется, однако, что условия допуска иностранцев к торгам должны быть тщательно выверены на предмет всех возможных позитивных и негативных последствий, в том числе в долгосрочной перспективе.

В частности, необходимо учитывать, что заинтересованность Китая в выращивании гидробионтов на Дальнем Востоке обусловлена исключительно стремлением решить собственные проблемы. В последнее время в КНР отмечается сокращение производства аквакультурной продукции из-за масштабного применения технологий выращивания, ухудшающих экологическое состояние рек и прибрежных морских акваторий. В результате, правительство КНР стало принимать жесткие меры, направленные на сокращение аквакультурных хозяйств для восстановления экологии. Соответственно, китайские власти заинтересованы в обеспечении поставок в страну рыбы и морепродуктов, в том числе продукции аквакультуры, и поощряют создание компаниями КНР аквакультурных ферм на Дальнем Востоке России,

Следует также отметить, что в этом году из-за аномально высоких температур китайские аквакультурные компании потеряли большое количество урожая. В частности, в провинции Ляонин погибло более 70 процентов урожая трепанга, что составляет почти половину объема его выращивания в КНР. По данным провинциальных властей, экономический ущерб от гибели 68 000 тонн трепанга на марикультурных фермах площадью 950 му (633 кв км) превысил 6,8 млрд юаней (1 млрд долларов). В этих условиях заинтересованность китайских компаний в обеспечении поставок трепанга в КНР резко возросла, что обуславливает интерес как к увеличению импорта этой продукции, так и к получению участков на Дальнем Востоке для выращивания трепанга и последующего экспорта в Китай.

При этом китайские компании, которые захотят работать в сфере марикультуры на Дальнем Востоке России, будут иметь государственную поддержку со стороны властей КНР и возможность доступа к финансовым ресурсам в Китае на очень выгодных условиях, по сравнению с существующими в России. Соответственно, российские компании не смогут конкурировать на электронных аукционах на предоставление марикультурных участков с китайцами, которые способны предложить более высокую цену. В результате, наиболее благоприятные для выращивания гидробионтов участки морской акватории на Дальнем Востоке России получат китайские компании, а российским фирмам придется довольствоваться тем, что останется.

Кроме того, имея государственную поддержку и доступ к льготному финансированию, работающие на ДВ РФ китайские компании смогут поставлять свою продукцию в КНР по низким ценам. Российские производители и экспортеры продукции аквакультуры, для которых Китай является ключевым экспортным рынком, не смогут выдержать ценовую конкуренцию и будут вынуждены либо уйти с рынка, либо работать на китайских условиях. Более того, существует вероятность, что у некоторые российские компании, являющиеся конкурентами работающих на ДВ РФ китайских фирм-производителей гидробионтов, могут неожиданно столкнуться с проблемами при оформлении своей продукции для поставок в КНР. Так, Главное государственное управление КНР по контролю качества, инспекции и карантину (AQSIQ) может на свое усмотрение приостановить или отменить аккредитацию любого российского поставщика продукции водного промысла и аквакультуры, тогда как работающие на ДВ РФ китайские компании, напротив, будут иметь приоритет при оформлении документов для поставок продукции из России в Китай.

Таким образом, по мнению экспертов Дальневосточного центра региональных исследований, участие китайских инвесторов в электронных аукционах на получение марикультурных участков на Дальнем Востоке будет иметь как позитивные, так и негативные последствия.  К положительным моментам можно отнести получение федеральным бюджетом финансовых средств от реализации участков, поскольку китайские компании способны предлагать довольно высокие цены. Кроме того, можно отчасти рассчитывать на привлечение в аквакультурный сектор иностранных инвестиций и технологий, однако этот эффект вряд ли будет значительным. Китайские инвестиции будут обеспечивать исключительно потребности развития своего предприятия, но их эффект для местной российской экономики будет минимальным.

Говоря о перспективах привлечения китайских инвестиций в Россию, необходимо четко понимать, что китайцы предпочитают инвестировать средства исключительно в проекты, реализуемые за рубежом созданными там компаниями с участием китайского капитала, причем во многих случаях получателями инвестиций являются компании, созданные за границей самим китайским инвестором. В качестве примера можно привести предприятие по переработке морепродуктов в канадской Британской Колумбии, в которое инвестировали средства представители китайской Зоны экономического и технологического развития Циньхаундао (QETDZ). Особенностью этого проекта стало то, что представители QETDZ вложили деньги в проект компании Taisheng Investments, созданной китайским капиталом и фактически представляющей в Канаде интересы Зоны экономического и технологического развития Циньхаундао

Что же касается предоставления средств для проектов, реализуемых иностранными компаниями, то в этом случае обычно речь идет не об инвестициях как таковых, а о выделении кредитов, причем в большинстве случаев с обеспечением. При этом нередко предоставление кредитных средств увязывается с рядом условий – применительно к марикультуре речь может идти о поставках выращенных гидробионтов указанной китайским инвестором компании по заранее фиксированной цене и т.п

Данные обстоятельства необходимо учитывать при обсуждении вопросов о возможном привлечении китайских инвестиций в развитие аквакультуры на Дальнем Востоке России и предоставлении китайским инвесторам возможности участвовать в электронных аукционах на получение прав пользования участками для аквакультуры. По мнению специалистов Дальневосточного центра региональных исследований, стоит также обратить внимание и на международный опыт - в КНР, в частности, установлен порядок, ориентированный на первоочередной учет именно национальных интересов при решении вопросов о том или ином допуске иностранцев в экономику своей страны, а США открыто увязывают обеспечение национальной безопасности с порядком осуществления иностранных инвестиций в экономику собственной страны.

Безусловно, отечественной марикультуре нужны инвестиции, в том числе и иностранные. Но они, давая прибыль инвестору, должны при этом работать в интересах российской экономики. Поэтому при решении вопроса о доступе иностранных инвесторов к электронным аукционам на получение участков морской акватории на ДВ РФ для марикультуры необходимо выработать условия, обеспечивающие соблюдение требований равной конкуренции и интересов экономической, продовольственной и экологической безопасности РФ. 

При этом представляется целесообразным изучить возможность применения к морской аквакультуре положений Федерального закон от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ, в котором, в частности, к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, отнесена «добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Основания для такого подхода, в частности, есть в «дорожной карте» по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ на 2018-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства России от 16 августа 2018 года № 1697-р, где среди прочего предусматривается унификация торгов в сферах рыболовства и рыбоводства, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Федеральным законом «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Издание "Далекая окраина"


Источник:  http://dalekayaokraina.ru/lenta/rybnaya_otrasl/nuzhnyundefinedliundefinedkitajskieundefinedinvesticiiundefineddalnevostochnojundefinedmarikulture/

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений