О праве граждан на доступ к рыбоводным участкам
Ассоциация марикультурных организаций Приморского края пристально отслеживает любые пояснения надзорных и регулирующих органов государственной службы Российской Федерации, имеющих отношение к марикультуре и к рыбоводным участкам, на которых производство оной осуществляется. Последние новости касаются позиции Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры в отношении доступа граждан на РВУ и любительской рыбной ловли в границах таковых (размещена по адресу https://abp-proc.ru/explain/58-osobennosti-rybolovstva-grazhdanami-v-granicah-ispolzuemyh-dlya-osushchestvleniya-akvakultury-rybovodnyh-uchastkov ).
Итак, обыденная житейская ситуация. Гражданин с рыболовными снастями пришел пешком (приплыл на лодке, катере) порыбачить в приглянувшуюся бухту. Там же расположен рыбоводный участок для производства товарной аквакультуры. В рамках доведения разъяснений до граждан, имеются предупредительные таблички/баннеры о запрете рыбалки на данной акватории; установлены заградительные шлагбаумы, изгороди, заборы. Так вот, природоохранная прокуратура разъясняет, что данный запрет действует исключительно на объекты аквакультуры – водные организмы, выращивание либо выпуск которых осуществляется в рамках рыбохозяйственной деятельности предприятием, владеющим правом пользования на данный РВУ. Рыба разного видового состава и иные гидробионты, не относящиеся к перечню объектов марикультуры, воспроизводимых предприятием на рыбоводном участке, могут беспрепятственно вылавливаться.
В контексте данной позиции есть ссылка на Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 21.10.2013 г. № 385, согласно которым “…граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах рыбохозяйственного значения общего пользования свободно и бесплатно в соответствии с Правилами рыболовства”.
По мнению надзорного органа, никто, кроме федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, не вправе устанавливать ограничения рыболовства. Соответственно, установка табличек, аншлагов, запрещающих вылов водных биоресурсов, не являющихся объектами аквакультуры, а также установка шлагбаумов, заборов и других конструкций, ограничивающих свободный доступ к водным объектам общего пользования, является незаконной, и при выявлении подобных фактов предлагается информировать органы прокуратуры для принятия мер к устранению нарушений закона… Как-то так.
Позицию надзорного органа мы озвучили и ее разделяем. Полагаем, самое время озвучить и позицию Ассоциации АМКОР. Для начала напомним о разделении статуса водопользования рыбоводного участка, сформированного, прошедшего процедуру торгов и переданного с правом пользования предприятию, на “совместное” и “обособленное”. Все в рамках также действующего Федерального закона от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Это означает, что в случае совместного водопользования граждане имеют свободный доступ на акватории, занятые действующими рыбоводными участками, для рекреационных целей и реализации спортивного и любительского рыболовства. В случае же обособленного статуса водопользования, свободный доступ граждан на РВУ ограничен. DIXI.
Данный вывод подтверждается следующей судебной практикой:
/association/Решение Верховного Суда РФ от 12_01_2018 N АКПИ17-989.rtf
/association/Постановление Верховного Суда РФ от 04_07_2017 N 39-АД17-3.rtf
/association/Апелляционное определение Ростовского областного суда.rtf
/association/Определение Калужского областного суда от 26_09_2013.rtf
В заключение, Ассоциация АМКОР всегда считала и считает, что предприятиям марикультуры с населением, часть которого работает на этих же предприятиях, необходимо быть взаимовежливыми. Исторически места отдыха наших сограждан часто совпадают с местами, наиболее благоприятными для морской аквакультуры. А с соседями надо стараться жить дружно. Хотя в наши непростые времена эти “соседи” под предлогом отдыха запросто могут оторвать все неприкрученное и непривязанное, поскольку на халяву. Эксперты АМКОР полностью разделяют стремление Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры поддерживать на морских акваториях законность и правопорядок, но вместе с тем считают необходимым публично озвучить специфику доступа граждан на рыбоводные участки.
В силу указанной специфики пользователь рыбоводного участка вправе ограничить доступ посторонних лиц к рыбоводной инфраструктуре (сооружения, машины, оборудование, специальные устройства, приборы, технологии, предусмотренные приказом Минсельхоза России от 18.11.2014 № 452 «Об утверждении Классификатора в области аквакультуры (рыбоводства)») как объектам частной собственности и установить предупреждающие информационные знаки, в том числе содержащие сведения о запрете вылова объектов аквакультуры. При этом ответственность для граждан, неправомерно посягнувших на объекты аквакультуры, исчерпывающим образом разъяснена в публикации природоохранной прокуратуры.