Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

Паводок – причины и следствия

07 сентября 2018 года

Для любого жителя Приморского края, да и в целом Дальнего Востока, за исключением, конечно же, жизнерадостного подрастающего поколения, ливневые дожди в подсознании всегда несут угрозу паводка со всеми вытекающими, простите за каламбур, последствиями. Понятно, что год на год не приходится, но лето 2018-го смогло впечатлить и самых крепких стоиков - приморцев. Даже не обращаясь к официальной статистике, можно смело резюмировать, что солнца прошедшим летом было максимум треть от двух третей постоянных дождей. Ассоциация марикультурных организаций Приморского края решила хотя бы частично прояснить “мутную воду” паводковых последствий дождливого лета.

Сразу оговоримся, что основной упор будет сделан на близлежащие водохранилища, но это принципиально стандартный расклад и для практически любого другого субъекта. Во Владивостокском городском округе исторически расположены два водохранилища – Пионерское (Седанкинское) и Богатинское. Естественно, данные водоемы отнюдь не бездонные, и в контексте постоянных тайфунов одними плановыми сбросами воды не отделаться – приходиться прибегать и к аварийным. Собственно, как пояснил АМКОР один бывший высокопоставленный чиновник Приморского подразделения Главрыбвода, паводковые ситуации во многом стандартны, но их катастрофические для местного населения последствия можно и необходимо предугадывать и предотвращать. Операторы, управляющие заслонками водосброса на водохранилищах, априори должны быть люди грамотные и продвинутые. В своих действиях они, конечно же, учитывают как долгосрочные метеопрогнозы, так и краткосрочные, потому что на Дальнем Востоке обычное дело, когда идущий через Северную Корею тайфун с содроганием ждут во Владивостоке, а он походя сворачивает в Японское море и от души метелит наших многострадальных соседей - Японию, а потом и Сахалинскую область, и наоборот. Тем не менее, каждый проливной дождь успешно пополняет уровень водохранилищ, и во избежание катастрофических последствий, операторам необходимо проводить плановые сбросы воды. Но, как известно, наши с вами соотечественники в половине случаев руководствуются догматом “как бы чего не вышло”, а в другой половине - “ждем, авось прокатит”, и когда в результате подобного пофигизма уровень воды в водохранилищах становится близок к критическому, производится уже аварийный сброс воды, ибо следующим этапом может смыть и самого оператора вместе с плотиной.

При аварийном сбросе воды ударная масса волны тараном сносит все на своем пути, от мостов до домов; русла рек Богатая и Седанка просто не выдерживают по сути, стихийного напора. Прецеденты имели место быть. И тогда частные домовладельцы, которые на законных основаниях (что в большинстве случаев вряд ли), застроили до упора берега вышеупомянутых речек, эмоционально начинают подсчитывать убытки.

В случае подтопления поймы рек в зонах катастрофического затопления водохранилищ охраняемым законом рыбным запасам ущерб не причиняется, если реки впадают в искомые водохранилища, и однозначно ущерб наносится при аварийных сбросах воды, когда молодь, взрослые особи рыб и другая пресноводная биота выносятся в море, где и гибнут от травм, соленой воды и заиления. Как пояснил наш собеседник, должны применяться специфичные рыбозащитные ограждения и мероприятия, и в случае воспрепятствования таковым частные собственники мешающих домовладений и участков могут быть привлечены к административной ответственности. Но вот ответственность собственника водного объекта в случае непринятия мер по дноуглублению русел речек, вытекающих из водохранилища, в целях предотвращения негативного воздействия паводковых вод, действующим законодательством не регламентируется. А между тем, за руслами рек надо следить и своевременно реагировать на захламление, обмеление и иные вредные последствия антропогенной деятельности.

С целью дальнейшего разъяснения ситуации, Ассоциация АМКОР считает необходимым также выразить искреннюю благодарность руководителю ФГБУ “Управление Приммелиоводхоз” О.Б Нагорному, любезно пояснившему разграничение ответственности краевых структур за паводковые ситуации и их последствия. Руководимое Олегом Борисовичем учреждение несет ответственность за сохранность и функционал гидромелиоративных сооружений, расположенных в государственных сельскохозяйственных угодьях (землях). То есть плотины, дамбы, ирригационные и иные каналы, используемые при ведении сельского хозяйства. В распоряжении ФГБУ “Управление Приммелиоводхоз” имеется специализированная техника, прямо предназначенная, в том числе, и для проведения дноуглубительных работ в руслах рек, но ее использование вне исполнения прямых полномочий строго регламентировано и допустимо в формате внебюджетной деятельности лишь в рамках оплачиваемых каким-либо заказчиком договорных работ. Таковыми заказчиками могут выступать и муниципалитеты (к слову, достаточно часто практикуемая деятельность), и профильные департаменты администрации Приморского края. А вышеуказанные реки, вытекающие из водохранилищ, в штатном распорядке подведомственны Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края (полномочия можно подробнее глянуть здесь http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/environment/ ), либо, в случае ЧС, департаменту защиты гражданского населения Приморского края (ссылка от АМКОР на полномочия данного департамента здесь http://www.primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/civil-defence/). И кстати, любые дноуглубительные работы должны быть согласованы и с государственным регулятором охраны рыбы и водных биоресурсов – Росрыболовством, по необходимости с последующим исполнением компенсационных мероприятий в части касающейся. Дополнительно, на вопрос, обращались ли властные органы в ФГБУ “Приммелиоводхоз” по вопросу срочного проведения дноуглубительных работ в преддверии паводка категории опасного явления, О.Б.Нагорный ответил отрицательно.

В соответствии со ст.67.1 Водного кодекса РФ на собственников водных объектов возложено проведение противопаводковых мероприятий, в том числе мероприятий по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской. В Приморском крае все реки отнесены к федеральной собственности. Функции представителя собственника рек Седанка и Богатая в г.Владивостоке на основании п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса РФ выполняет Администрация Приморского края.

Администрация края на протяжении длительного времени решает вопрос о получении федеральных субвенций по созданию системы инженерной защиты русел указанных рек, но воздерживается от финансирования работ по углублению русел рек в зоне катастрофического затопления, поскольку на эти мероприятия в плановом порядке средства из федерального бюджета не выделяются.

Между тем, Администрация края вправе использовать полученный при проведении дноуглубительных работ донный грунт в качестве резерва материальных ресурсов Приморского края для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создание резерва субъекта РФ осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ (ч.5 ст.67 Водного кодекса РФ) и постановление Правительства РФ от 10.11.1996 № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Ассоциация марикультурных организаций Приморского края надеется, что данный материал, помимо своей познавательности специфичности приморского жития-бытия, сможет и помочь отдельному заинтересованному гражданину/гражданке, к кому и куда обратиться в случае возникновения соответствующей проблематики.


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений