Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин: Зарегистрироваться

Роль НКО в формировании законодательной базы на примере рыбной отрасли

21 Января 2019 года
Роль НКО в формировании законодательной базы на примере рыбной отрасли

В прошедшую пятницу 18 января 2019 года, согласно плана мероприятий Совета Федерации на весеннюю сессию 2019 года, Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству был проведен семинар-совещание «Роль некоммерческих организаций в законодательном обеспечении отраслей промышленности (на примере рыбной отрасли)».

Несмотря на критично позднее оповещение со стороны Департамента РХ и ВБР Приморского края, АМКОР нашла возможности успеть и принять участие в этом знаковом для любой некоммерческой ассоциации/союза, мероприятии.

В числе приглашенных было предостаточно знаковых персоналий в рыбохозяйственной отрасли страны. В частности, Приморский край представляли АРПП в лице президента Г.Г. Мартынова с президентом же Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока А.П. Дупляковым. Мощное информационное обеспечение осуществлял лично Э.В. Климов, председатель Совета директоров медиахолдинга Fishnews.

Развернувшаяся дискуссия оказалась жаркой и бескомпромиссной. Из-за зашкаливавших эмоций отдельные участники подчас срывались на крик. Всех волновала нынешняя ситуация на рынке квот; перераспределения и отхода от “исторического принципа”, а также затратная часть рыбохозяйственной отрасли, к сожалению, мало волнующая государство. Практически каждый выступавший так или иначе выразил свою обеспокоенность действиями главного игрока – государства, по принципиальному изменению “правил игры”, несмотря на состоявшиеся аукционы и т.п. действия. Собственно, конкретно по непосредственной теме совещания если и говорили, то в основном отвлеченно и в лучшем случае половина докладчиков. По сути, тему мероприятия можно было бы смело переименовывать во что-то примерно такое - “Актуальные проблемы в рыбохозяйственной отрасли РФ на примере перераспределения квот на рынке добычи краба и недостоверного освещения в СМИ”. Председательствовавшая сенатор Е.В. Афанасьева не раз очень профессионально и корректно одергивала участников, попутно контролируя регламент, постоянно нарушавшийся как раз из-за их эмоций.

Председатель АМКОР В.Ю. Лихачев, получив возможность выступить после основных докладчиков, в жестких рамках регламента проинформировал присутствующих о сложностях работы с сайтом regulation.gov.ru. Приводим цитату из выступления: “В марте Ассоциации АМКОР три года с момента создания. За это время нами было подготовлено и отправлено на вышеуказанный сайт более 40 экспертных заключений (с мотивированными предложениями и корректировками). Получено всего 5 (пять!) письменных ответов - от Минвостокразвития России и Департамента ветеринарии Минсельхоза России. При этом ни в одном случае представители ведомств не предоставили возможности для прямого обсуждения направленных предложений. Вопрос – для чего мы (АМКОР и другие ассоциации и союзы) работаем? Подготовить аргументированный отзыв, с внятными экспертными предложениями и формулировками – это не рецензию на детский мультфильм написать. Где обратная связь? Почему на законодательном уровне не предусмотрено хотя бы элементарное реагирование на высылаемые экспертные заключения? - плюс-минус в духе “Мы Вас услышали, спасибо, принято к сведению”. Ведь предложения и выводы от ассоциаций и союзов, помимо реального облегчения трудовых и социальных процессов на местах, влекут за собой и мониторинг государства за социально-экономической ситуацией на местах. То есть попросту облегчают людям жизнь. И все это в гражданско-правовом поле, без флэш-мобов, пикетов и “желтых жилетов”…”. Кстати, подобные проблемы c данным сайтом затронул ранее и президент АРПП Г.Г. Мартынов.

Далее, председатель АМКОР осветил правовую коллизию на примере судебной практики Ассоциации в Верховном Суде РФ. АМКОР подала исковое заявление об отмене одного из Приказов Минсельхоза РФ (признания недействующим пункта "в" Приложения № 1 к Методике определения минимального объема объектов аквакультуры, подлежащих разведению и (или) содержанию, выращиванию, а также выпуску в водный объект и изъятию из водного объекта в границах рыбоводного участка, утверждённой приказом Минсельхоза России от 15.03.2017 № 124). Далее еще несколько цитат:

“… Между тем, Верховный Суд Российской Федерации отказал АМКОР в удовлетворении искового заявления во всех трех инстанциях (административное дело АКПИ17-678). Весьма примечательными явились обоснования отказа в первых двух.

Так, судьи Верховного Суда РФ прямо указали в судебных решениях на то, что действующий Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации, Закон об аквакультуре, иные федеральные органы не содержат положений, позволяющих Ассоциации как некоммерческой организации обращаться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов входящих в ее состав рыбоводных хозяйств. По мнению суда, поскольку осуществление товарного рыбоводства не входит в число уставных видов деятельности Ассоциации, оспариваемое предписание не может нарушать ее прав и законных интересов. На доводы надзорной жалобы о том, что Федеральный закон «О некоммерческих организациях» (статья 3) прямо предоставляет некоммерческим организациям право по предъявлению исков, Верховный Суд РФ ответил, что Ассоциации АМКОР не было отказано в рассмотрении иска.

С учетом изложенного, мы полагаем, что с целью устранения указанной правовой коллизии в Кодексе административного судопроизводства РФ должно быть прямо закреплено права некоммерческих организаций на подачу исков в защиту интересов членов некоммерческих организаций”.

Как и следовало ожидать, представитель государственного регулятора – Минсельхоза России, в лице директора департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Министерства сельского хозяйства Е.С. Каца, незамедлительно отреагировал, после совещания попросив направить информацию по проблемам взаимодействия с сайтом regulation.gov.ru в части касающейся. Далее, из хороших новостей считаем необходимым проинформировать всех заинтересованных лиц, что в новой редакции, с внесенными изменениями, вот-вот выйдет долгожданный Классификатор в области аквакультуры (рыбоводства). Этим порадовал в личном диалоге заместитель руководителя ФАР В.И. Соколов. Так что ждем-с.

В заключение АМКОР считает необходимым отметить насущную необходимость и важность темы семинара-совещания. Безусловно, если государство в лице своих регуляторов формирует законодательную базу про любой отдельно взятой профильной тематике, то в первую очередь само государство должно выполнять свои установленные правила и соблюдать нормативы. При этом, роль некоммерческих организаций критично важна. Во-первых, потому, что для объективного мониторинга социально-экономических процессов всегда нужны независимые сторонние наблюдатели. Во-вторых, потому, что как правило, в подобных НКО работают лица, ранее осуществлявшие государственные регулирование и менеджмент в государственных же структурах, и все “болевые точки” им известны изнутри и досконально. При работе НКО любые “болевые точки” можно и нужно сглаживать.

Поэтому, Ассоциация марикультурных организаций Приморского края на постоянной основе готова соучаствовать в решении данных или подобных вопросов или предлагать пути их решения на публичных форумах, исходя из ежедневного общения с предпринимательским сообществом и мониторинга применения нормативно-правовых актов в сфере рыбоводства.

        



Источник:  АМКОР

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений