Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

Современная аквакультура в России – мнение профессионала

19 июля 2019 года
Современная аквакультура в России – мнение профессионала

В журнале «Сфера: Рыба № 1» (выпуск 2 (23) 2019г.) о становлении и перспективах аквакультуры как отрасли в России размышляет директор компании «Кволити Продактс & Логистик» Владимир Мазанов. Ассоциацию АМКОР не могли не заинтересовать аналитические выкладки Владимира Михайловича, посвященные специфическим проблемным узлам развития современной аква/марикультуры. Ниже мы цитируем актуальные, на наш взгляд, пункты и позиции специалиста.

         Основная проблема - отсутствие стратегии развития аквакультуры. За последние 10 лет принималось несколько стратегий и программ развития данного направления. При этом в каждой из них целевой показатель общих объемов аквакультуры постепенно снижался с 550 тыс. т до 320 тыс. т и в итоге так и не был достигнут. Причина таких ошибок – отсутствие информации о реальном потенциале и готовности регионов к осуществлению программных проектов с учетом интереса инвесторов, возможности финансирования, наличия инфраструктуры, земельных участков, расчетов логистики и объемов рынка сбыта. В настоящее время основная стратегия заключается в распределении как можно большего количества рыбоводных участков, выделении средств государственной поддержки на их освоение, помощи действующим и вновь создаваемым хозяйствам.

         Правовую базу, как и уровень развития аквакультуры, можно охарактеризовать как стартовую. Действующая правовая база начала формироваться с конца 2007 года в рамках Федерального закона «О рыболовстве и сохранения водных биоресурсов». Однако в дальнейшем практика ее применения показала, что это направление рыбохозяйственного комплекса нуждается в собственной правовой базе, поэтому в 2013 году был принят Федеральный закон от 02.07.2013 №148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве), в соответствии с которым сегодня осуществляется отечественное рыбоводство. Разработана соответствующая нормативно-правовая база, которая позволяет организовывать основные направления практической деятельности, но, как каждое новое направление, нуждается в корректировке по результатам применения. Поэтому существующую правовую базу на начальном этапе в целом можно считать достаточной.

Однако есть разница между «достаточностью» и «актуальностью». Результаты работы аквакультурного сектора в последние годы показали, что многие нормы законодательства нуждаются в изменениях и корректировке. Это вопросы формирования, распределения и перераспределения рыбоводных участков, оценка и статистика результатов деятельности пользователей. Отдельного рассмотрения законодательством требует участие в управлении и регулировании сектора общественными объединениями и союзами (НКО) с учетом мирового опыта, внедрение международных стандартов качества продукции, введение в аквакультуру механизма саморегулируемых организаций (СРО) и принципов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Один из основных принципов правового регулирования отношений в области аквакультуры, закрепленный Федеральным законом «Об аквакультуре (рыбоводстве)…», – участие граждан, общественных объединений, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов) в решении вопросов, касающихся аквакультуры (рыбоводства). Согласно этому принципу субъекты имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых способствует развитию аквакультуры, а органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством. Несмотря на то, что в аквакультуре существует достаточно большое количество ассоциаций и союзов (в Приморском крае, например, их три), этот сектор рыбного хозяйства наименее консолидирован (на самом деле 4 – прим.АМКОР).

В отличие от рыбодобывающего направления, в аквакультуре нет общероссийских советов или движений, которые бы представляли общие интересы на федеральном уровне. Сегодня каждый разруливает свои проблемы как умеет. Региональные ассоциации организуют работу и решают спорные вопросы на местном уровне и только для решения некоторых проблем обращаются в федеральные органы исполнительной и законодательной власти. Есть объединения, которые позиционируют себя в отдельных направлениях (Союз осетроводов, Ассоциация форелеводов Карелии и пр.). Да, это преданные делу профессионалы, но их главная цель – использование механизмов общественных объединений в целях создания комфортных условий для своих членов.

Вместе с тем большинство проблем, с которыми сталкиваются члены ассоциаций, носят общий характер, и решать их следует централизованно. Один из последних примеров – излишняя финансовая нагрузка на предпринимателей в виде оплаты экологической экспертизы, а ведь экологический контроль и надзор – функция государственная. Большие непроизводственные затраты для пользователей рыбоводных участков – общая проблема во всех регионах России, но пока ее пытаются решить только объединения рыбоводов Приморского края. Нет эффективного взаимодействия между общественными организациями аквакультуры и на межрегиональном уровне. В основном контакты происходят на выставках, конференциях или на мероприятиях крупных рыбацких объединений (ВАРПЭ и пр.).

Ассоциация марикультурных организаций Приморского края полагает необходимым рекомендовать весь материал статьи к прочтению (ссылка здесь mailto:https://sfera.fm/articles/rybnaya/akvakultura-globalnye-problemy-nuzhno-reshat-soobshcha). Выводы и рекомендации в данной публикации однозначно надо изучать, и изучать внимательно, поскольку таковые актуальны и злободневны, и, к слову, созвучны собственным аналитическим материалам и предложениям Ассоциации АМКОР. Но здесь большим “вкусным” бонусом идет и анализ нынешнего состояния российского рыбоводства, с соответствующей статистикой.


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений