Ассоциация марикультурных организаций Приморского края

Логин:

ФАС. Конкуренция в Российской Федерации

01 июня 2021 года
ФАС. Конкуренция в Российской Федерации

В распоряжении ассоциации марикультурных организаций Приморского края оказался Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2020 год. Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой.  На наш субъективный взгляд, исследование мощное и фундаментальное, хотя мы и выборочно подошли ознакомлению с ним. А выбрали, естественно, состояние конкуренции в сфере рыбохозяйственного  комплекса. Ниже АМКОР будет выборочно цитировать наиболее интересные, как нам кажется, пункты и выводы ведомства.

Согласно позиции ФАС, в настоящее время в сфере рыболовства и рыбоводства электронные аукционы на регулярной основе действуют только в сфере рыбоводства в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Также в рамках реализации плана мероприятий (“дорожной карты”) по развитию конкуренции в отраслях экономики РФ и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы… были приняты изменения, предусматривающие распределение 50% общего допустимого улова краба на электронных аукционах с установлением инвестиционных обязательств на строительство крабовых судов. Электронные аукционы были проведены в 2019-2020 годах. Реализация данного мероприятия была разовой и направлена только на несколько видов ВБР. От себя АМКОР могла бы добавить, что данные аукционы и отмена “исторического принципа” с переходом долей от одних собственников к другим сопровождались бурными негативными эмоциями отдельных предприятий-пользователей. Отраслевые объединения, к примеру, АРПП, Дальневосточная Ассоциация добытчиков краба, также публично протестовали.

… Проведение аукционов на добычу (вылов) краба, а также проведение регулярных электронных аукционов на рыбоводные участки, показывают существенные результаты, помимо значительных поступлений в бюджет РФ, в привлечении инвестиций в рыбохозяйственную и судостроительную отрасли. АМКОР считает совместную связку и сравнение первых аукционов (краб) и вторых (РВУ) корректной только в части принадлежности к одной и той же отрасли – рыбохозяйственной. В остальном, мы бы все-таки градировали данные “пункты назначении”. Во-первых, маржа от добычи краба намного выше, чем от традиционных видов воспроизводимых гидробионтов – трепанг, гребешок, устрица и т.д., а “плечо” возврата инвестиций – намного ниже. В морской аквакультуре по определению всегда “длинные деньги”. Товарный гребешок растет три года, к примеру. Да, строительство новых судов, к примеру, “живовозов” – процесс весьма финансово затратный, но пока суда строятся, забросить крабовые ловушки и вытащить их может и обычный сейнер вкупе со шхуной. Вообще без проблем. Само собой, кроме глубоководных видов, для добычи которых требуется спецоборудование. Но там и претендентов на освоение – единицы, уж больно специфичный промысел. Во-вторых, рыбоводные участки  требуют ухода и деятельности всегда, за исключением, может быть, буквально пары зимних месяцев, а такие препоны, как государственная экологическая экспертиза, способны испортить вкус даже признанных деликатесных морепродуктов. Опять же, для нас электронные аукционы до сих пор несут негативный оттенок еще и потому, что при прежнем порядке формирования РВУ создать участок и согласовать его с полномочными органами, в первую очередь Минобороны, было намного проще, чем сейчас, через аквавосток.ру. Не было технических сбоев от площадки проведения; кнопка не зависала, поскольку это был молоток. Ну Вы понимаете.

Далее ФАС резюмирует, что электронный аукцион как механизм, позволяющий распределять права на водные биологические ресурсы, показал свою эффективность. И отмечает, что в 2020 году был внесен в Государственную Думу ФС РФ и уже принят в первом чтении Законопроект № 1070692-7 “О внесении изменений в Федеральный закон “О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов” в части проведения торгов в электронной форме”. Законопроектом предусмотрено изменение процедуры проведения торгов в сфере рыболовства путем перехода с бумажных торгов на электронные аукционы по продаже права на заключение договора о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов, договора пользования водных биоресурсов, договора пользования рыболовным участком в отношении всех видов ВБР и на всей территории РФ.

Дополнительно, будет введен реестр недобросовестных участников аукционов в электронной форме, в который будут включаться участники аукциона, уклонившиеся от заключения договора.

ФАС считает необходимым продолжить работу по совершенствованию порядка проведения торгов в сфере рыбохозяйственного комплекса, завершить переход на электронные аукционы, и, таким образом, обеспечить условия для развития конкуренции в отрасли. От себя добавим, что планы неопределенных лиц по перераспределению квот в отношении следующего после крабов наиболее “лакомого куска” – минтая, вполне себе могут быть реализованы. К сожалению, в нашей стране все (ну или почти все), решает административный ресурс. И если ему (ресурсу) на алтарь для жертвы необходимо будет принести конкуренцию, то поверьте, она таки будет принесена, и никакая ФАС, при всем нашем искреннем к ней уважении, не воспрепятствует данному процессу.

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений